Ученики и преподаватели школы при заводе Бари

Предисловие:


О жизни Симоновой слободы до революции и после сохранились многочисленные воспоминания. Частично эти воспоминания сохранились в книгах истории завода "Динамо", первый том которой вышел в 1961 году, инициатором создания историй заводов был М. Горький. По этим подробностям можно восстановить подробности клубной жизни в Симоновской слободе.

К началу 1901 года (или ранее) при заводе Бари по инициативе его дочерей были открыты вечерние общеобразовательные курсы для ра­бочих. Преподавателями в школе были мастера завода Бари, инженеры, чертежники, сами дочери Бари. При школе была библиотека, по воскресеньям читали лекции с "теневыми картинками". На курсы ходили рабочие и с других заводов. Так, в 1902-1903 году туда записался большевик Михаил Степанович Николаев с завода "Динамо" и органи­зовал из рабочих Бари и "Динамо" первый в Симоновском районе со­циал-демократический кружок. Школа просуществовала, вероятно, по 1905 год.

Симоновский земской лазарет
Занятия проводились в каменном здании столовой завода инженера Бари, построенной в 1901 году. При Александре Бари рабочих здесь кормили бесплатными обе­дами. Помнило это здание и первую русскую рево­люцию: 10 декабря 1905 года здесь находилась кавказская дружина, которая вела обстрел полиции, направлявшейся с другого берега Москвы-ре­ки. Во время первой мировой войны столовая была отдана под лаза­рет для раненых.
В 1906 году начала работать "Лига Образования", которая была создана по инициативе либеральной интеллигенции. Организация ставила своей целью культур­но-просветительную работу среди населения. При открытии Симоновс­кого районного отделения Лиги в октябре 1906 года была намече­на широкая программа действий: организация общеобразовательной школы для рабочих, детского сада для детей членов Лиги, проведение экскурсий и чтение лекций. За четыре месяца работы в Лиге было прочитано девять лекций, проведено пять литературных вечеров. Рабочие организовали струнный оркестр. В марте 1907 года силами рабочих были поставлены две пьесы: "В чужом пиру пох­мелье" А.Н. Островского и "Медведь" А.П. Чехова. Вечерние занятия в школе, экскурсии и лекции большевики использовали для своей пропаган­ды: распределяли литературу, проводили краткие беседы на полити­ческие темы, пели революционные песни. По этой причине в 1908 году по распоряжению генерал-губернатора все отделения "Лиги" были закрыты.

Около 1913 года в слободе возник клуб под названием "Просвещение". Он находился в трактире Сорокина, который стоял на месте фабрики-кухни (Ленинская слобода, 17). (Но где-то упоминается и трактир Судакова. Надо иметь в виду, что владельцы заведений могли меняться, могли меняться и адреса аренды).


Говорят, что клуб этот возник на базе драмкружка. В клубе "Просвещение", кроме драматического, были кружки: литературный, музыкаль­ный, хоровой. Рабочая молодежь охотно посещала клуб. Под руководством артиста Н.Н. Шамина были поставлены пьесы М. Горького "Мещане" и "На дне", А.Н. Островского "Лес", "На бойком месте" и др. Часто после репе­тиций динамовцы читали революционные стихи и рефераты по общественным вопросам. Среди активистов клуба был А.А. Алешин, в честь которого позже были названы Крутицкие казармы.
Большевики для своей пропаганды использовали также Симоновское потребительское общество, образованное в декабре 1909 года. Это общество было довольно успешным. К 1913 году коооперация смогла приобрести дом для магазина и конторы и четыре склада для товара. При СПО была соз­дана культурно-просветительная комиссия и открыта библиотека-чи­тальня. В 1913 году было решено отчислять ежегодно деньги на создание народного дома в Симоновке. Народные дома - это предшественники домов культуры, в них размещались обычно библиотека с читальней, театрально-лекционный зал со сценической площадкой, воскресная школа, вечерние классы для взрослых, хор, чайная, книготорговая лавка. Таким образом, идея строительства дворца культуры появилась еще до революции. В помещении кооператива большевики также проводили свои собрания. У Общества было два владения: в Судаковском переулке (смежно с владением Русского для внешней торговли банка) и на Сергиевой площади.
7 сентября 1916 года в Симоновке представителями заводоуправления для обеспечения района продовольствием и хлебом был образован "Продовольственный комитет Симоновско­го района". Комитет арендовал помещение в доме Ф.В. Сорокина в Судаковском переулке (по соседству со складами Русского для внешней торговли банка). В правление комитета входили директора местных заводов, для заведования булочной была предложена кандидатура трактирщика Ф.В. Сорокина (этот трактирщик принимал деятельное участие в жизни района и после революции: в 1918 году он готовил обеды для рабочих, которые состояли из супа из воблы и картофельных очисток, запеканки из мороженной картошки и морковного чая; опытный мастер делал эти блюда вкусными). Комитет сотрудничал с Симоновским потребительским обществом, на его заседаниях также поднимался вопрос об организации Народного дома.
В некоторых воспоминаниях мимоходом упоминается чайная общества Трезвости, расположенная в Симоновой слободе, но найти о ней конкретных упоминаний не удалось. Эти чайные были своеобразными клубами трезвенников.
После февральской революции Управа Симоновского района обратилась к народу с воззванием, в котором говорилось о кризисе социально-экономического обеспечения жизни района, а также было сказано: "Старое правительство лишало своих подданных помещений, где бы они могли собираться, но теперь, граждане рабочие, вы имеете право устроить себе если не дворцы, то помещения для политических клубов и народных домов". Было предложено тут же "строить дворцы народу" и организовать "Фонд свободы", который должен был состоять из следующих статей расхода: 1) столовый фонд, 2) фонд начальной грамоты, 3) фонд охраны порядка, 4) фонд "дворец народа", 5) фонд народного дома, 6) фонд благоуст­ройства. В правление Управы на первоначальном этапе входили местные заводчики: Виктор Бари, Степан Рябушинский, Иван Павлович Кузнецов, Василий Иванович Строганов.
Вскоре после февральской революции 1917 года на базе клуба "Просвещение" был организован рабочий клуб "Труд и твор­чество" (вероятно, такое имя он получил не сразу). А уже в апреле Виктор Бари передал столовую под Народный дом.
Известно, что в 1918 году райсовет передал под клуб дом Смирновой у Лизина пруда (по воспоминаниям Кухаркина, там был организован спортивный клуб). По другим воспоминаниям, сначала под клуб было выделено помещение в бывшем трактире Горностаева, который находился рядом с "Динамо". А в архивных документах упоминается чайная Мистрикова, которую забрали под организацию общественной столовой, там в определенное время мог собираться клуб для репетиций. Так как помещений не хватало, уже в ноябре 1917 года стали требовать передачи Народного дома Бари Управе района.

Первая футбольная команда одного из старейших спортивных районов Москвы - Замоскворечья была организована ещё в 1910. По инициативе ткацкого мастера, позднее главного механика Даниловской мануфактуры, имеющего английские корни Егора Ричардовича Бейнса, был официально зарегистрирован в качестве спортивного клуба "Замоскворецкий клуб спорта" (ЗКС). Учередителями клуба также были А.О.Герд, И.П.Смирнов, Д.И.Зеленский, членами комитета - Ф.Ф.Флетчер, К.Р.Леман, А.Е.Швицер, В.Р.Крепелька, К.К.Риглер, И.Ф.Брукл, Б.В.Кудинов и Л.П.Викторов. Вступить в клуб можно было по рекомендации двух его членов, размер членского взноса для действительных членов составлял 12 рублей, для "соревнователей" - 10 рублей. Вступительный взнос составлял 3 рубля. Желающие стать пожизненным членом ЗКС (а были и такие) должны были заплатить единовременно 120 рублей. Финансовая помощь клубу оказывалась Даниловской мануфактурой, заводом Гоппера (директор завода, А.В.Гоппер был заядлым спортсменом, занимал пост Командора Московского речного яхт-клуба), барона Кноппа, Г.П.Нейвеллера и других организаций и частных лиц. В клубе к 1910 году состояло 100 человек, располагался он на Мытной улице, напротив фабрики Брокара. Сначала клуб арендовал участок земли на Павловской улице (в районе нынешнего метро "Тульская"), но уже через год у клуба было своё собственное футбольное поле на Большой Калужской улице, перед Несчкучным садом. Долгие годы это поле было одним из лучших в Москве. Официальное открытие клуба состоялось 11 апреля 1910 года. Выступала команда в красных рубашках с продольными широкими полосами, которая обязательно выпускалась поверх трусов (в этом был особый шик, "фирменный стиль" ЗКС).

Замоскворечье (позднее - Пролетарский, а теперь - Даниловский район Москвы) в высшем футбольном свете столицы того времени было представлено не одним клубом. Одной из команд, громко заявивших о себе стал бывший "дикий" коллектив "Дом №44", представлявший интересы всего лишь одного, одноимённого дома на Большой Серпуховской улице. Команда эта в 1912 году выиграла турнир "диких" команд Замоскворечья, а с 1913 года стала выступать в соревнованиях под эгидой Московской Футбольной Лиги. Несолидное название в связи с повышением в классе заменили. Т.к. "Замоскворецкий клуб спорта" уже существовал, то новую команду назвали "Спортивным кружком Замоскворечья" - СКЗ. Народ тут же дал ей ласковое название "Стрекоза", которое оставалось за коллективом на многие годы. Основателями команды были сыновья служащего конторы известного книгоиздателя И.Д.Сытина, студенты Московского университета Василий и Яков Венкины, игравшие в команде КЛИФ ("Клуб любителей игры в футбол"), которая, кстати, была организована при Замоскворецком обществе трезвости и играла на площадке у стены Донского монастыря.

СКЗ (Спортивный кружок «Замоскворечье»,
«Стрекоза»), Крымский мост, 1912–1922 гг.
Цвета: лиловый и белый. Организаторы – братья
Василий и Яков Венкины. Команда создана в
1912 в районе Павловской ул. и Крымского мос-
та. Наибольших успехов добилась при предсе-
дателе Н. И. Сыромятникове (1916–1923). Игра-
ла на своем стадионе. В чемпионате Москвы
выступала в низших (1913–1917) и высшей
(1918–1922) лигах. Чемпион Москвы 1920(о),
1921(в). 2-й призер – 1920(в), 1922(в); 3-й при-
зер – 1919(о), 1921(о).
Кроме игр московского календаря часто встречалась с лучшими ко-
мандами Петрограда, Харькова, Саратова, Смоленска. Провела один из
первых в советский период международных матчей с командой ТУЛ
(Финляндия) 23 сентября 1922 г. За сб. Москвы (1918–1922) играли
В. Бочаров, А. Филиппов, А. Георгиевский, В. Лапшин, Вс. Кузнецов,
М. Сушков, В. Прокофьев, С. Бухтеев, К. Малахов, П. Ноготков, А. Ро-
манов, Т. Григорьев. Воспитала также таких выдающихся футболистов,
как Н. Соколов, М. Рущинский, Ф. Селин, неоднократно выступавших в
сб. РСФСР и СССР. Команда пользовалась большой популярностью
среди московских любителей футбола, которые любовно называли ее
«Стрекозой». Одна из лучших московских команд 1920-х гг. Выделя-
лась удивительно ровным, сбалансированным составом, сыгранностью,
высоким уровнем физической и технической подготовленности игро-
ков. Культивировала яркий, комбинационный стиль, однако, особенно в
начале, не всегда играла ровно и стабильно. В младших командах круж-
ка начинали свой путь многие впоследствии известные советские фут-
болисты 1920–30-х гг. В 1923 г. команда была расформирована и боль-
шинство ее игроков составили костяк «Яхт-клуба Райкомвода», затем
МСФК (ЦДФК) и «Трехгорки».

Источник:
kalyanov_g_moskovskaya_futbol_naya_liga_1910_1922

На первых порах состав "Стрекозы" включал в основном местную молодёжь. Вначале команда играла на поле футбольного клуба универмага "Мюр и Мерилиз" (ныне - ГУМ), а затем, на берегу Москвы-реки, между Крымским мостом и несуществующей теперь Бабьегородской плотины, где футболисты своими силами соорудили спортивную площадку. Большую помощь СКЗ оказал в ту пору бывший московский купец, подрядчик земельных работ Андрей Власов. Впоследствии команда завоевала признание футбольным специалистов, имела крепкий, техничный коллектив, отличалась демократическим подходом в решении организационных и управленческих вопросов.




В конце 1919 года на южных окраинах Москвы, где сосредоточилось множество промышленных предприятий, на месте нынешнего выхода из метро «Автозаводская» была оборудована спортивная площадка, где жители района занимались волейболом и футболом.
Рис.( ) Карта


На ней, расширенной до размеров футбольного поля, 20 сентября 1922 года состоялась международная встреча с футбольной командой Рабочего спортивного союза Финляндии, в которой Спортивный клуб «Замоскворечье» победил 7:1.
В далекие и сложные двадцатые годы в период массового увлечения футболом многие коллективы создавались и исчезали почти ежегодно. Среди них были и те, что известны сегодня не только в нашей стране, но и за рубежом - тогда это были их первые шаги к признанию, но более значительную долю команд составляли клубы, просуществовавшие впоследствии очень недолго: "Труженик", "Лефортово", "Клуб имени Каляева" (КИК), "Желбат", "Металлисты", "Образцовая типография", "Пивоваренный завод", "Красные огни", "Тестово", "Воздухофлот", "Московская горная академия" (МГА), "Лианозово", "Спортивный кружок имени Кувшинова" (СКиК), "Метрадастас" ("Кружок международной ассоциации строителей красных стадионов"), Клуб газеты "Рабочая Москва", Клуб ЦК Союза строительных рабочих (ЦКС), Симоновский клуб "Труд и творчество" и т.д.
В 1923 году, в пору организации рабочих физкультурных кружков и клубов, были расформированы сильнейшие команды района - ЗКС и СКЗ, а центр спортивной жизни переместился во вновь организованный Рабочий Дворец "Пролетарская кузница" (РДПК).

Рабочий клуб существовал в Симоновой слободе еще до револю­ции. По воспоминаниям рабочих около 1913 года в слободе возник клуб под названием "Просвещение". Он находился в бывшем трактире Сорокина (стоял на месте фабрики-кухни, Ленинская слобода, 17). Вероятно, вскоре после октябрьской революции 1917 года на базе клуба "Просвещение" был организован рабочий клуб "Труд и твор­чество". В 1922 году в Симоновой слободе значились театр и два клуба(РКСМ и "Труд и творчество"), в которых работали кружки: драматический, литературный, музыкуальный, марксистский; читались лекции. В театре два раза в неделю ставились спектакли и показы­вали кино. Это было здание бывшей столовой завода инженера Бари, построенной около 1901 года, где рабочих кормили бесплатными обе­дами. Здесь же проходили занятия вечерней школы для рабочих, ор­ганизованной на средства Бари по инициативе его дочерей (которые сами там преподавали). Помнило это здание и первую русскую рево­люцию: 10 декабря 1905 года здесь находилась кавказская дружина, которая вела обстрел полиции, шедшей с другого берега Москвы-ре­ки. Во время первой мировой войны столовая была отдана под лаза­рет для раненых.
По воспоминаниям, клуб РКСМ находился в Симонове монастыре, в палатах архимандрита, позже он слился с клубом "Труд и твор­чество". В 1923 году Труд и творчество" был переименован в "Пролетраскую кузницу". Сейчас уже никто не помнит, где находи­лось главное здание клуба и многие думают, что его главной базой был монастырь. На самом деле, вскоре после революции клуб занял дом, где в прошлом находились квартиры для служащих Восточного общества товарных складов. По воспоминаниям, одно время, в этом здании находился даже районный совет. Этот дом сохранился до сих пор (Ленинская слобода, 5 корпус 2, в настоящее время находится женская консультация).
Клуб "Пролетарская кузница" был клубом завода "Динмао", но фактически являлся клубом четырех заводов: "Динамо", "Паростроя" (бывший Бари), АМО, Трубосоединения (бывший Гана).
В 1930 году клуб действовал по нескольким адресам: собствен­но клуб в доме Восточного общества (тогда он находился по адресу Восточная, 1), театр в бывшей столовой Бари, летний стадион.
Перед зданием клуба был расположен небольшой сад с высокими тенистыми деревьями, висела надпись: "Рабочий Дворец МГСПС "Про­летарская кузница"". Там работали кружки: фотографического, изоб­разительного искуства, радио, шахматный, кройки и шитья, хоровой, струнный, духовой оркестр; на втором этаже находилась библиотека. Из его описания видно, что это был довольно заурядный и грязный клуб. На стенах висели лозунги ("Клуб - кузница пролетарской ре­волюции", "Металлист, запишись в члены клуба", "Хулиганство есть социальное зло", "Долой пьянство и хулиганство" и др.), которые иногда и вовсе не менялись, кое-где в коридоре висел плакат или афиша, стояло несколько бюстов, на стенах слабые картины, плохие репродукции.
В театре был зал на 500 мест. Он также не отличался чисто­той. В то время там шли фильмы: "Скарамуш", "Сорочинская ярмар­ка", "Спартак", "Черевички".
В теплое время работа клуба переходила на летней стадион в Швецовой слободе (в районе площади перед станцией метро "Автоза­водская"). Он был выстроен в 1927 году и занимал территорию в 3,3 га. На этом стадионе зародилась футбольная команда "Торпедо" ЗИЛа.
В 1928 году по инициативе РК ВКП было решено построить Дво­рец культуры в Ленинской слободе (бывшей Симоновской). Впоследствии Дворец культуры перешел к автозаводу имени Ста­лина. В 1929 году были выделены средства. Комиссия, созданная правительством, учитывая пожелания рабочих масс района, приняли решение снести Симонов монастырь. "Огонек" от 10 февраля 1930 го­да писал: "Единственным целесообразным местом для постройки Двор­ца оказалась территория б. Симонова монастыря, в центре Ленинской слободы. Собор и стены должны быть снесены. Одновременно было ре­шено приспособить под культурное учреждение трапезную монастыря ... В ночь на 21-е января, в шестую годовщину смерти В.И. Ленина, собор Симонова монастыря и стены вокруг него были взорваны." 15 июня 1931 года строительство ДК было начато. В сентябре 1933 года на месте Симонова монастыря был открыт первый в Москве Дворец куль­туры. На фоне ветхих лачужек он и вправду смотрелся как прекрас­ный дворец, как мечта о будущей жизни. Но было одно в нем плохо - он стоял на могилах наших знаменитых предков, таких как сын Дмит­рия Донского, Аксаковы, Веневитиновы, композитор Алябьев. Трудно теперь представить, что тогда руководило людьми, которые уничто­жали монастырь и сносили кладбище. Когда 1980-е годы в монастыре проходил субботник по восстановлению оставшихся построек, на нем появились люди, которые участвовали еще в том субботнике, по раз­борке взорванного собора. Они между прочим заметили, что надо бы было монастырь им разобрать до конца.
Что касается до клуба "Пролетарская кузница", то он продол­жал, вероятно, некоторое время работать в старом здании, а затем ему передали трапезную монастыря, где устроили кинозал (а в театре снова устроили столовую для рабочих Паростроя). Там работали духовой оркестр (в 1948 году он стал лучшим среди оркестров Министерства электричес­кой промышленности и был удостоен премии на Всесоюзном смотре ху­дожественной самодеятельности страны, некоторые участники стали профессиональными музыкантами), кружки (хоровой, драматический, танцевальный, кройки и шитья). Из литературного кружка клуба выш­ла поэтесса Екатерина Шевелева.
После войны произошли перемены. В трапезной монастыря находилось общежитие, в театре был зал общих собраний. Кружки вели свою работу, где придется. При массовых мероприятиях рабочие посещали, обычно, Дворец культуры автозавода.
Положение изменилось в 1957 году. Было решено реконструиро­вать зал общих собраний (бывшая столовая Бари) и за счет увеличе­ния площади открыть там к 1 маю Дом культуры завода "Динамо". Этот ДК нам всем хорошо известен, хотя о его богатой истории (на­чиная со столовой Бари) все давно забыли. На каком-то этапе забы­лось и старое название клуба - "Пролетарская кузница", ставшее теперь уже легендарным. К 2008 году завод продал свой клуб, теперь здесь клуб "Зона".




В 1924 году при клубе была организована секция футбола, членами которой стала молодёжь ближайших окресностей, рабочие заводов "Динамо", "Парострой" и АМО. Пришли в команду и некоторые бывшие игроки Рогожско-Симоновского клуба спорта (РСКС), ЗКС, СКЗ, "Яхт-клуба Райкомвода Замоскворецкого района". В первенстве Москвы клуб выступал четыремя командами, из которых наиболее сильно и стабильно играли младшие команды, что обычно давало хорошие результаты в клубном зачёте. Здесь крепли и набирали мастерство будущие игроки основного состава московского "Торпедо".

По регламенту чемпионата Москвы клуб РДПК играл командами, из которых наиболее сильно и стабильно выглядели младшие составы. Первая же клубная команда особых успехов не добивалась (1926 - 7 место, 1929 - 5 место, весна 1930 - 2 место, осень - 5 место), уступая более опытным коллективам - "Пищевикам", "Динамо", ОППВ, "Трехгорке". Сильнейшими игроками ее были: Павел Ноготков (известный игрок СКЗ, "Яхт-клуба", МСФК), Георгий Курский, Сергей Пащелин, Сергей Поляков (воспитанник РСКС), Михаил Плотников, Иван Вавилов, Алексей Решетов (выступал за "Моссовет"), Николай Васильев (РСКС), Вавила Грязнов, Николай и Михаил Путистины (играли за РСКС), Александр Калужинский, Владимир Савин (СКЛ, МСПО), Алексей Миронов, Владимир Иванов, Леонид Рязанцев (РСКС), Александр Шибаев (РСКС, "Рускабель"), Борис Сигачев ("Пищевики"), капитан команды в 1929-1935 гг.), Виктор Павлов, Иван Филиппов и Павел Соколов (из "Трехгорки", брат знаменитого вратаря Николая Соколова), Алексей Гуров ("Рускабель"), Алексей Шапошников (игрок сборной Москвы, КСО, ЗКС, "Трехгорки" и "Пищевиков") и другие. В 1930 году на АМО по путевке биржи труда пришел бывший игрок команды "Горняки" Виктор Маслов, с именем которого неразрывно связана последующая история торпедовского клуба.

В 1924 году в Ленинской слободе, бывшей Симоновской, принадлежавшей Симонову мона­стырю — в соответствии с решением VI съезда профсоюзов — Союзом металлистов создаются межрайонные объединенные спортивные клубы, среди которых и симоновский клуб «Пролетарская кузница» (Рабочий дворец «Пролетарская кузница» или РДПК), который стал центром спортивной жизни Пролетарского района. объединивший молодежь не­скольких заводов, включая «Динамо» и АМО (в будущем — ЗИС-ЗИЛ). Здесь открылся, как тог­да принято было говорить, кружок физкультуры (руководитель И. Зайцевский) с секциями легкой атлетики, городков и футбола.
Спустя год появился стадион РДПК с дере­вянными скамейками, выкрашенными в серо-го­лубой цвет, для пяти тысяч зрителей (там, где сегодня выход из станции «Автозаводская» — на пересечении Автозаводской и улицы Мастеркова), на месте площадки «Стрекоза», некогда оборудованной бельгийскими специалистами, работавшими на заводе «Динамо». Именно здесь 20 сентября 1922 года футболисты спортивного клуба «Замоскворечье» победили команду Финского рабочего союза — 7:1.
В РДПК поначалу набралось футболистов на три команды, потом на четыре. В старшей силь­нейшими считались П.Ноготков, А.Решетов, Б.Сигачев, в младших — братья Семеновы, Ефим и Виктор, В.Поляков, В.Орлов, В.Маслов, буду­щий знаменитый тренер. Первая команда РДПК по классу уступала «Пищевикам», динамовцам, ОППВ (предтеча ЦСКА). Зато вторая или четвер­тая команды часто становились сильнейшими в своих разрядах в чемпионате Москвы, принося немало очков «Кузнице» (как в то время болель­щики на стадионах называли РДПК) для клубного зачета в первенстве столицы.
«Пролетарских кузнецов» в 1925 году включи­ли в высшую лигу чемпионата Москвы, который нe был завершен — сезон начался поздно, а осе­нью решили прекратить соревнование, посколь­ку ведущие клубы остались без лучших игроков, призванных в сборную Москвы для международных матчей. Дебютанты проиграли команде Красная Пресня», предтече «Спартака», со сче­том 1:7 и динамовцам — 0:2.
Футболисты РДПК просуществовали шесть сезонов, из которых четыре — в высшей лиге. В их активе были победы и над сильнейшими командами столичного футбола — «Металлургом», «Динамо» и «Пищевиком».
В 1926 году опять несколько несыгранных матчей, но первенство посчитали состоявшимся. Победителями в клубном зачете объявили футболистов Опытно-показательной площадки Всеобуча (ОППВ). РДПК среди семи участников соревнования оказался последним.
В 1927 году состав команд, оспаривавших первенство Москвы, сократился. Футболистов ЧЦПК отправили во вторую группу, где они оказались сильнейшими, но в следующем сезоне их в высшую группу не пустили, отложив возвращение до 1929 года, когда весеннее первенство Москвы прошло по олимпийской системе (в зачет шли результаты пяти команд каждого клуба). В 3 игре за 3-е место футболисты РДПК потерпели поражение от «Динамо» — 1:3.
В осеннем чемпионате того же 1929 года РДПК был пятым среди восьми клубов, соревновавшихся на этот раз по круговой системе. «Куз­нецам» удалось одержать только две победы, но зато над именитыми соперниками — над «Пище­виками» и «Динамо» (2:1 и 3:1), занявшими вто­рое и третье места. А чемпиону — «Трехгорке» РДПК проиграл в упорной борьбе — 0:1.
Весеннее первенство 1930 года проводилось в два этапа. Сначала восемь команд были разби­ты на две подгруппы. Чемпион определился во встрече победителей игр в подгруппах. «Трех­горка» нанесла поражение РДПК — 1:3. Один из ее игроков — Константин Щегоцкий позднее пе­решел в команду АМО, сменившую РДПК, стал игроком киевского «Динамо», снискав славу од­ного из лучших центральных нападающих стра­ны («Спартак» включил его в свой состав в памят­ном матче с басками в 1937 году).
В осеннем чемпионате 1930 года РДПК по­вторил результат предыдущего осеннего турни­ра (5-е место), набрав в семи матчах семь очков.
По столько же очков набрали КОР (клуб имени Октябрьской революции, в 1936 году ставший «Локомотивом») и «Трехгорка». Всего одно очко набрали «Пищевики», имевшие в своем составе шесть игроков, входивших в сборную Москвы.
23 сентября 1929 года выходит Постановление ЦК ВКП (б) о перестройке физкультурного движения в стране. Этим документом предусматривалось создание Всесоюзного совета по физической культуре, в руки которого переходило все руководство физическим воспитанием трудящихся и создание добровольных спортивных обществ (ДСО), призванных объединить в своих рядах спортсменов и физкультурников по производственному признаку, организовать отраслевой принцип работы физкультурных обществ и клубов. В связи с этим в ноябре 1930 года принято решение о ликвидации РДПК и организацией клуба при заводе АМО. Столь значительные перемены не отразились на составе РДПК, преобразованной в теперь уже только амовский коллектив, так как его ядром всегда были автозаводцы.
В конце 1930 года (10-15 ноября) Всесоюзной конференцией профсоюзов по физической культуре и спорту принимается решение о построении физкультурных организаций по производственному принципу. Подобная реорганизация произошла и на заводе Автомобильного москов­ского общества (АМО). Это привело к ликвидации РДПК, так как на всех промышленных предприятиях района стали создаваться свои коллективы физкультуры, в которые перешли практически все игроки младших команд. Самую большую потерю в составе понёс РДПК в связи с организацией футбольной секции на автозаводе «АМО» при деятельном участии Василия Канаева, Сергея Троицкого, Бориса Сигачёва, Виктора Павлова, Егора Курского, Виктора Маслова, Григория Помогаева, Вячеслава Орлова, Михаила и Николая Путистиных, Анатолия Емельянова и др. Впоследствии за этот новый коллектив они выступали долгие годы. С той поры ведет свою историю спортклуб «Торпедо». Ноябрь 1930 года официально принято считать месяцем и годом создания «Торпедо».
Позже в команду пришли воспитанники младших команд РДПК: вратарь Владимир Виноградов, Михаил Ананьев, Василий Поляков (будущий директор московского карбюраторного завода, лауреат сталинской премии, сделавший попытку организовать мини-футбольную команду "Торпедо"), Василий Епишин (воспитанник перовского футбола, выступал в ленинградских командах и киевском "Динамо"), Михаил Жуков (воспитанник тверского футбола, игравший за ЦДКА, обладатель первого кубка СССР в составе "Локомотива"), Владимир Ершов, Анатолий Емельянов, Николай Курапов, Александр Озеров и другие. Из команды завода "Динамо" пришли братья Ефим и Виктор (будущий спартаковец, заслуженный мастер спорта) Семеновы. В 1932-1934 гг. за команду выступал бывший игрок сборной Москвы Александр Холин (выступал за СКЗ, "Яхт-клуб Райкомвода" и "Трехгорку").
Вместо ликвидированного РДПК тогдашние руководители из заводской молодежи — Сергей Троицкий и механик Василий Канаев — создают футбольную секцию, в которую вошли инженер Борис Сигачев, Виктор Павлов из ОТК, Егор Кур­ский, вратарь, работник МСЦ-1, братья Семено­вы, Виктор и Ефим, уже упоминавшийся Виктор Маслов, инженер Анатолий Емельянов, братья Путистины, Михаил и Николай, инструменталь­щик Николай Курапов, Василий Поляков и Алек­сей Шапошников, будущий заслуженный мастер спорта. Все они прежде играли за РДПК.
Для первых успехов АМО на футбольных по­лях немало сделали Виктор Павлов, Василий Епишин, Григорий Помогаев, совсем юный Все­волод Виноградов, которого все друзья и партне­ры всю жизнь называли Володей, будущий участ­ник Великой Отечественной войны. В 1957 году он одним из первых в стране стал заслуженным тренером СССР — был старшим тренером сборной СССР по хоккею с мячом, открывшей тогда список чемпионов мира.
Алексей Шапошников до появления в РДПК играл за Клуб спорта «Орехово» (КСО), Замоск­ворецкий клуб спорта (ЗКС), «Трехгорку», «Пи­щевики», очень популярные и сильные тогда. Входил в сборную Москвы. Участник самого пер­вого матча сборной СССР в 1924 году (с турка­ми). Был тренером АМО-ЗИС в 1931 — 1934 го­дах, затем работал тренером во многих городах с клубными и сборными командами — в Сталин­граде, Астрахани, Уфе, Сталинабаде, Ижевске, Липецке, Белгороде, немало сделав для разви­тия там местного футбола. Одно время возглав­лял отдел футбола и хоккея Комитета по делам физкультуры и спорта при Совете Министров РСФСР, после чего перешел на практическую работу — на протяжении трех лет тренировал команды на ЗИЛе.
Из «Трехгорки» в 1931 году перешли в коман­ду АМО Михаил Рущинский, один из лучших за­щитников страны, будущие заслуженные масте­ра спорта Виктор Дубинин и Михаил Сушков. Футбол становился на заводе самым популяр­ным видом спорта. Иван Алексеевич Лихачев, легендарный директор предприятия, в том же 31-м году сумел добиться передачи заводу принадлежавшего МГСПС стадиона, находившего­ся на Крымском валу, напротив главного входа в ЦПКиО.
Директором этого заводского стадиона дол­гое время работал знаменитый конькобежец Яков Мельников, обладатель значка «Заслужен­ный мастер спорта» под первым номером. А заместителем Мельникова был Вячеслав Орлов (подробнее о нем в разделе «160 торпедовцев»).

ЗИСом будущий торпедовский коллектив был в 1933 (весна) - 1936 годах. Название АМО изменилось в связи с переименованием своего покровителя, под чьим именем и выступала футбольная команда, - одного из крупнейших в стране автозавода ЗИС (затем - ЗИЛ, еще позднее - АМО ЗИЛ). В период глобальных переименований городов, улиц, заводов столь важный промышленный объект в стороне не остался.

Впервые название "Торпедо" в футболе прозвучало 22 мая 1936 года среди 7 команд группы "Б", участников первого клубного первенства страны. Вопрос о происхождении слова "Торпедо" полностью не решен. Считается, что в основу взято слово английского происхождения - "разрушить", "разбить". В переводе с итальянского - "быстрый", "подвижный". Есть также и другие сведения - известно, что приборный щиток автомобиля назывался "Торпедо", у велосипеда было название - торпедовская втулка... К счастью, имя автора, предложившего столь точное и сильное название, история сохранила. На Центральном совете автотракторной промышленности при обсуждении вопроса о наименовании ДСО профсоюза автомобильной промышленности было принято предложение известного конькобежца, обладателя почетного знака №1 - "Заслуженный мастер спорта СССР", учрежденного в 1934 году - Якова Мельникова (именно Мельников был директором стадиона автозавода, который находился напротив входа в Центральный парк культуры и отдыха - прим. С. Ф.)

Кухаркин Константин Алексеевич
Воспоминания
Из жизни рабочей окраины Москвы

1917 и 1918 годы проработал в Симоновском комиссариате и осенью 1918 года попросил освободить меня от работы и снова стал работать чертежником по машинам переменного тока на заводе "Дина­мо". Нес я также и общественные нагрузки: пилил деревья для стол­бов, а после ходил на квартиры проводить электричество, участво­вал в комиссиях, которые мне доверяли. Не прошло и семи месяцев, я уже считался членом редколегии стенной рукописной газеты (со мной в редколекии были: А. Барканов, Корнеева Настя, Васильев). Далее вместо стенной стала выходить регулярная печатная заводская газета "Мотор", в которой тоже был рабкором. Одновременно меня избрали членом правления клуба "Труд и Творчество" (сначала была только маленькая комната на заводе). Увлеченный фотографированием организовал фото-кружок, после им руководил, занимался также в домровом кружке, играл на контрабасе.
Сначала в Симоновке было несколько клубов.
В дореволюционное время пыталась молодежь развлечься футбо­лом, и около монастырской колокольни (со стороны пороховых скла­дов) сделали площадку. Но монахи не дали "богохульствовать". За­ядлая в футболе молодежь стала ходить в Замоскворецкий клуб спор­та. В 1919 году заводская молодежь, увлеченная футболом, решила устроить клуб спорта около Лизина пруда в доме Смирновой (хозяйка уехала, боясь голода) [9].
Почти одновременно наш рабочий старик Миронов выступил на собрании с проектом устройства клуба молодежи в Симоновом монас­тыре, в архиерейских покоях. Молодежь отозвалась быстро, и после двух-трех субботников покои были очищены от мусора и гнилья и покрашены. После выбрали правление, наметили кружки: музыкальный, хоровой, драмкружок, плотницкий и др. Миронов пригласил из Про­леткульта Алилуеву и что-то, помню, долго говорил ей, наконец она сказала, что с ее стороны будет помощь. Впоследствии клуб имено­вался клубом ВЛКСМ.
А. Барканов считал, что не следует создавать разрозненные небольшие клубы, он обещал клуб большой, районного значения. В Симоновке тогда было только два больших каменных дома, подходящих под клуб: дома складов Восточного общества, в них была контора и жили служащие [10]. Здесь решили развернуть культмассовую работу. Четырех жильцов решили выселить, сделать перемещение и выделить большие комнаты под клуб. Решение райсовета здорово помогло, ос­лушаться нельзя. В инициативную группу входили: от завода "Дина­мо" - Строганов, Кухаркин, А. Барканов, от фармзавода - Гаврилов, от АМО - Смирнов, от райкома - Страздин. Объявили набор в кружки драматический, музыкальный, гимнастический, фото и шитья. Народ с удовольствием откликнулся. Так было положено начало подрайонного клуба "Труд и Творчество", это был 1919 год. Существование его было за счет предприятий Симоновки.
Отделав бывшую кухню, устроили там первую общественную биб­лиотеку. До революции в Симоновке (рассказывали старые рабочие) в трактире Сорокина был клуб, и там (после я ее тоже знал) была Елена Александровна Короблева, прогрессивная и образованная учи­тельница, которая снабжала рабочих литературой. Она имела также небольшую библиотеку дома. Были библиотеки и на заводах Бари, "Динамо". Из этих книг была создана библиотека при клубе, где первой библиотекаршей была воспитанница Кораблевой Стефанова. После ухода Стефановой зав. бибилиотекой была Софья Арсеньевна Стрельцикова, а после Мария Гавриловна Шахова, которая несколько десятков лет работала.
Помещений в клубе все равно не хватало, самая большая комна­та использовалась под собрания (когда она была обставлена мебелью и сценой, была расчитана на 130-135 мест), чтение лекций, бесед. Надо было расширяться. Поставили еще раз в Райсовете вопрос о до­полнительном помещении. Райсовет дал указание, и контора складов выехала в складские помещения, а клуб получил примерно 1/3 всей площади дома. В полуподвале разместили кружки фото, радио и духо­вого оркестра, раздевалку, на первом этаже мы уже имели три ком­наты, на второй этаж перевели библиотеку и читальню, правление клуба, юнсекцию, струнный оркестр, школу кройки и шитья, шашки, шахматы и др.
Далее клуб продолжал расширяться. У Бари получили отдельный кирпичный дом (бывшая столовая) и в нем открыли кино, в конечном счете, получили весь дом Восточного общества. К 1924 году клуб переименовали в "Рабочий дворец "Пролетарская кузница"".
Далее клуб получил в 1927 году 3 га площади на Кошачке. Там устроили летний стадион, в специальной беседке была и летняя чи­тальня, и выдача книг библиотеки клуба. На Москве-реке устроили лодочную станцию [11].
Благоустраивалась и Симоновка, теперь она носила название Ленинская слобода. Было проведено электричество, водопровод, до­роги покрыты асфальтом. Около монастырской стены построили чи­тальню, тир, понаделали большое количество скамеечек, поставлили много лепных фигур (пионеров, Сталина, Ленина, Маркса), устроили площадку для игры в крокет, посадили зелень - и так Липки превра­тились в детский парк.
В 1926-1927 годах по Симоновке пошли недовольства: клуб мал, театр мал, трудно попасть и т.д. Надо что-нибудь грандиозное, требуется дворец так дворец. На гране 1927-1928 годов с разреше­ния Районого совета начали искать место, где можно соорудить Дво­рец культуры и через два месяца место нашлось, а главное и мате­риал: начали ломать стены Симонова монастыря со стороны пороховых складов. Но это очень долго и хлопотно, пришли подрывники, стены и башни быстро одна за другой были повалены. Потребовалась рас­чистка места, конечно, устроили воскресник [12]. С постройкой Дворца культуры клуб "Пролетарская кузница" был переведен в зим­ний собор монастыря, а помещение клуба было отдано под поликлини­ку, в которой в Симоновке была острая нужда. А так как клуб "Про­летарская кузница" и Дворец культуры были рядом, клуб через неко­торое время стал уже не нужен, библиотеку перевели в район. В 1928 году в Симоновку приезжал А.М. Горький и, проходя по Липкам, сказал: "Что Вы, безумцы, делаете? Это же старина!" Не знаю поче­му, но это подействовало, и три башни и часть стены остались нет­ронутыми, а равно и зимний собор.
.......
Когда первая Северная Полярная станция завершила свою прог­рамму (льдина, на которой высадились наши полярники, достигла Се­верного полюса), наш клуб "Рабочий Дворец "Пролетарская кузница"" в лице своего правления, по договоренности с партийными и профсо­юзными организациями, решил пригласить товарища Папанина. Я в то время в клубе был председателем правления. Гринфельд мне помогал, но он не мог уделять много времени, в виду большой загруженности и по завкому, и по партийной работе. Для встречи было все готово, все кружки получили задания, народ был оповещен, зал соответс­твенно убран. Но встал вопрос: все хорошо, но что мы ему подарим? Решили заказать специальный торт. Торт сделали большой, сочный, и сверху торта мастерски была сделана из сахара палатка и кое-что около, как бы был сделан снимок, данный в газете. Приехал Папа­нин. Все места в зрительном зале были заняты, народ встал и сде­лал очень дружную и длительную овацию. Далее преподнесли Папанину как хлеб-соль этот торт. Папанин очень был доволен, несколько раз благодарил (это все происходило под бурное рукоплескание), а по­том рассказал, как было дело, как выбрали льдину, как сели, как она треснула и т.д. Снова рукоплескания, скандировали: "Слава Па­панину!", затем раздались снова рукоплескания. Утихло. Своим пос­ледним словом Папанин сказал: "Ну что я особенного сделал? Посади вас, и вы бы сделали это. Я выполнял программу" и, приняв торт, поблагодарил всех. А потом, взяв только верхнюю часть (то есть, что было сделано из сахара), сказал: "Вот это мне на память" и положил в верх коробки. Встреча была окончена. Папанин стал соби­раться. Мы ему хотели и остальное от торта упаковать, он сказал, что ему это надоело, а вот палатка понравилась. И так мы его про­водили. Стояла машина около дворца, народ окружил и любопытно провожал. В зале началась художественная часть. Пели, плясали, играли, затем показывали хроникальное кино. Гринфельд с президиу­мом еще толкались в комнате правления. Мне надо было уже после (дня через 3) идти в партком и подписать счет затрат (торт стоил 300 рублей). И вот меня долго товарищ Ефанов мучил, не подписы­вал, говоря: "Я не знаю, что за торт, я его не ел" (да и я не ел. кто съел, не знаю, говорят, президиум, а так ли?). И через месяц только подписал. Рассказал я все это Гринфельду, тот долго надо мной трунил: "Ну как торт, где он? Растяпа!".
В память увековечивания памяти о пребывании Ленина на заводе было решено написать картину (имелось несколько фото). Не знаю каким образом, но в клубе "Пролетарская кузница" появился худож­ник, попросил отвести уголок и сделать побольше освещение. Он сделал эскизы с очень многих наших товарищей. Я помню, просил прийти Пряничникова, Васильева, Прибылова. меня и др. А после, видимо, у себя дома или ателье рисовал картину. Всю зиму художник ходил в клуб, ибо народ как-то шел недружно, да и художник снова проверял себя - поправлял наброски. Картину привезли в клуб, на­рода наскочило много, смотря, хвалили, а некоторые поправляли. Художник очень внимательно выслушивал и делал поправки. Среди присутствовавших на встрече с Лениным был и Л.К. Газе, он сидел в третьем ряду, кажется. Но я не знаю как, но во второй копии кар­тины, что находится в завкоме, физиономия Газе была замазана и вставлена Д. Барканова. А был ли он? Вот А. Барканов благодаря скромности не попал на картину. Мне рассказывали, что Дмитрий Барканов только в 1925 году приехал на завод (может во второй раз?), он везде лез и ничего не делал, а как понудят, то сразу заболеет.






Источники: ежегодное издание "Торпедо", книги К.Есенина "Московский футбол" и А.Савина "Москва футбольная".
Zero Block 2
Click "Block Editor" to enter the edit mode. Use layers, shapes and customize adaptability. Everything is in your hands.
Tilda Publishing
create your own block from scratch
Simplicity is somehow essentially describing the purpose and place of an object and product. The absence of clutter is just a clutter-free product. That's not simple.
Источники информации:
  1. МОСКВА. ЮЖНЫЙ ОКРУГ. КРАЕВЕДЕНИЕ